Галынин был наполнен музыкой, и его мог вдохновить любой случайный внешний повод, чтобы музыка родилась в его воображении и излилась на нотную бумагу: поистине моцартовский дар.
В. Предлогов.
Совсем недавно, 3 апреля 2015 года в нашей музыкальной школе открылся музей Германа Германовича Галынина. Композитора, талант которого не был оценён в полной мере.
Содержание экспозиции музея – это хронологическое изложение этапов жизни и творчества Германа Галынина на фоне эпохи.
В основу экспозиции легли подлинные мемориальные предметы и предметы эпохи (ноты, книги, пластинки, мебель и т.д), предоставленные музыкальными архивами и библиотеками, фрагменты воспоминаний о Галынине его ровесников и педагогов.
В экспозиции находится уникальная рукопись, которую принёс в дар музею сын композитора – профессор Московской консерватории Дмитрий Германович Галынин. В миниатюрном фортепианном цикле «В зоопарке», созданным незадолго до смерти композитора в 1965 году, Галынин продолжает прекрасную традицию русской и зарубежной музыки, а именно Шумана, Грига, Прокофьева, Чайковского, сочиняя для самых юных музыкантов. В сюиту входят пять разнохарактерных миниатюр: «Чижик», «Зайчик», «Медведь», «Лебедь», «Слон». Ноты шестой пьесы «Обезьянка», к сожалению, были утеряны… А на последней странице находится незавершённый шуточный канон на мелодию популярнейшей песенки «В лесу родилась ёлочка». Трудно сейчас найти учащегося детской музыкальной школы, не знакомого с этими чудесными пьесками. Но мало кто задумывается над тем, как сложилась судьба их автора.
Сирота, рано потерявший родителей в 1934 году в 12-летнем возрасте Герман попал в образцовый детский дом им. В.И. Ленина в Туле на ул. Гоголевской – это был счастливый случай, определивший в дальнейшем его судьбу.
Уже в это время проявились незаурядные способности мальчика: он неплохо рисовал, был постоянным участником театральных представлений, но больше всего его интересовала музыка. В оркестре детского дома Герман стал играть на домре-теноре, а позже писать партитуры для разных инструментов.
Первый творческий опыт Г. Галынина относится к 1936 году: он сочинил марш со своеобразной яркой мелодией, чётким ритмом. Именно этот марш стал конкурсной работой при поступлении в музыкальное училище при Московской консерватории в 1938 г. Талант юного Германа развивался с поразительной быстротой. Сокурсники считали его главным художественным авторитетом.
Уже в училищные годы всех поражала самобытная «галынинская» манера игры, тем более удивительно, что он никогда не занимался специальным фортепиано: возможно, это тот редкий случай природной техники владения инструментом. О манере исполнения Галынина вспоминают как об очень строгой, но не академичной, а темпераментной, контрастной и волевой «Рахманиновская хватка», – сказал как-то о его игре Д. Д. Шостакович.
На первом курсе Московской консерватории Герман Галынин уходит добровольцем на фронт, но и здесь не расстается с музыкой – руководит художественной самодеятельностью, сочиняет песни, марши, хоры. Лишь спустя 3 года он возвращается в композиторский класс Н. Я. Мясковского, а затем – в связи с его болезнью – переходит в класс Д. Д. Шостаковича, уже тогда отметившего дарование нового ученика.
Удивительно, что основные произведения Галынина написаны в одно пятилетие – в годы учебы в консерватории – и представляют собой экзаменационные или дипломные работы. Трудно поверить, что известный Фортепианный концерт До мажор задуман и частично осуществлен студентом первого курса. Это одно из самых жизнерадостных произведений композитора. На одном из собраний творческого кружка студентов композиторского факультета в 1947 году он прозвучал впервые. Об этом эпизоде по рассказам отца вспоминает Дмитрий Галынин: «Слушатели пришли в восторг, буквально на руках вынесли автора на сцену, заставили бисировать последнюю часть…»
В день открытия музея, Дмитрий Германович, показал присутствующим, ценнейшую семейную реликвию – письмо Дмитрия Шостаковича, адресованное своей матери, жене Германа Германовича – музыковеду Наталье Шумской. Мы могли наблюдать почерк великого композитора, буквально живую историю. В письме Шостакович сообщает о своей болезни и отчаянии от невозможности попасть на исполнение Фортепианного концерта Германа Галынина. (Отклик на премьеру Первого фортепианного концерта в Москве 7 марта 1955 года)
В творческой переработке классического стиля Галынин близок С.С. Прокофьеву. «Токката», «Интермеццо», «Танец», «Ария» – вот те мощные «волны», приводящие в результате к вершине, токкатному «Финалу» Сюиты, буквально гипнотизирующем слушателя шквальными ритмическими каскадами. Музыка Первого концерта и Фортепианной сюиты, составившая кульминационный этап в недолгом пути Галынина, обрела новое качество в последних сочинениях, рождённых в борьбе композитора с недугом. Находясь уже за гранью плодотворных лет, композитор в летние месяцы 1964-1965 годов работает над лучшим сочинением последнего периода – Концертом ля минор, который можно назвать концертом-воспоминанием. Цитируемая им музыка из собственных ранних сочинений приобрела здесь новые масштабы. Эпический размах, элегичность тематизма доведены до высокой степени эмоциональной напряжённости, остро выраженной трагической экспрессии.
По словам Бориса Чайковского, «душа музыки у Галынина всегда своя: импульсивный темпераментный ритм, динамический напор, своеобразная мрачноватая лирика и какой-то особый лад, особая мелодическая интонация. У Галынина свое понимание русского начала в музыке. Его музыку не спутаешь ни с чем».
В последнее время становится доброй традицией отмечать юбилейные даты Г. Галынина концертными исполнениями его сочинений в лучших залах нашей столицы.
В 2002 году в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории состоялся блестящий концерт камерной музыки композитора. Играли студенты класса профессора, Заслуженного артиста России Д.Г. Галынина и уже вполне сложившиеся зрелые музыканты.
В 2012 году в Малом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского прошел концерт, посвященный 90-летию со дня рождения Г.Г. Галынина (1922-1966). Это мероприятие явилось значительным событием в череде мемориальных концертов.
Произведения Г.Г. Галынина продолжают исполняться в концертных залах по сей день, и все же его творчество не до конца раскрыто. Фортепианное музыка Г. Галынина вообще мало изучена, но способна стать одной из самых благодатных тем для изучения, так как содержит большое количество музыкальных находок и представляет собой культурную ценность.