Теоретическое отделение

Solfeggio — от названия нот «соль» и «фа» — многозначный музыкальный термин.

Сольфеджио — учебная дисциплина, предназначенная для развития музыкального слуха и памяти.

Сольфеджио включает в себя пение по нотам (сольфеджирование или сольмизацию), музыкальный диктант и анализ на слух интервалов и аккордов.

Систематические занятия сольфеджио воспитывают чувство лада, ритма, развивают вокальную память.

Музыкальная литература — один из самых увлекательных предметов, обязательных для изучения в музыкальной школе.

Знания, которые даются на уроках музыкальной литературы (Слушания музыки) развивают эрудицию, кругозор юных музыкантов в направлениях собственно музыки, отечественной и зарубежной истории, художественной литературы, театра и живописи.

Эти же знания оказывают также непосредственное влияние на практические занятия музыкой (игру на инструменте).

Ритмика

Ритмику, как обучающий метод, создал в начале XX века профессор Женевской консерватории Эмиль Жак-Далькроз, который заметил, что даже самые нерадивые ученики лучше воспринимали и запоминали ритмическую структуру музыки, как только начинали двигаться под её сопровождение.

Эти наблюдения положили начало системе, позднее названной «ритмической гимнастикой».

Ритмика — это система музыкально-ритмического воспитания, цель которой — развитие чувства ритма и координации. Ритмикой также называют занятия для детей, на которых они учатся двигаться под музыкальное сопровождение, владеть своим телом, развивают внимание и память. Ритмика для детей проходит под весёлую, ритмичную музыку, поэтому занятия воспринимаются ими позитивно, что, в свою очередь, позволяет лучше усваивать материал.

Методическое объединение теоретических дисциплин существует с момента открытия школы — с 1965 года…

На протяжении этих десятилетий на отделении работали прекрасные специалисты своего дела, преподаватели-теоретики: Бородина (Ногинова) Светлана Сергеевна, Смирнов Олег Александрович, Сизова Вероника Сергеевна, Ломинцева Татьяна Леонидовна, Григорьева Надежда Петровна, Гришина (Смирнова) Наталья Александровна, Смирнова Инна Леонидовна, Мыльцева Алла Евгеньевна, Кирюхина Лариса Владимировна, Калиничева Александра Фёдоровна, Земцова Татьяна Петровна, Котова Наталья Алексеевна, Бигвава (Таубина) Елена Анатольевна, Бордятова Лидия Матвеевна, Колегай Татьяна Васильевна.

Среди выпускников школы — высококвалифицированные педагоги-теоретики: Лаврова Марина Евгеньевна — выпускница ТМУ им. Даргомыжского и РАМ им. Гнесиных; Щеглова Ирина Владимировна — старший преподаватель отдела музыкально-теоретических дисциплин ТОДМШ им.Райхеля; Бодрова (Краснова) Людмила Владимировна — преподаватель ТОДМШ им. Райхеля, заместитель директора по учебной части; Коптяева Елена Сергеевна — возглавляет теоретический отдел в ДШИ посёлка Шварцевский Киреевского района; Столбчатая Софья Суреновна — заместитель директора ДШИ №5 города Тулы; Самсонова Галина Олеговна — выпускница ТМУ им. Даргомыжского и РАМ им. Гнесиных,  доктор биологических наук; Кудряшова Ирина Александровна — выпускница ТМУ им. Даргомыжского и МГУКИ, заместитель директора по научно-методической работе в ТКИ им. А.С.Даргомыжского; Колотилинская Елена Иосифовна; Губанова (Захарова) Алёна Сергеевна.

Выпускники школы, поступившие на теоретическое отделение ТКИ им. А.С.Даргомыжского: Умеренков С., Шевкунова О., Бойко Т., Матвеева Л., Осипчук С., Гайсина Ю., Калинкина И., Пекарская М., Егорова Л., Ситникова (Овчинникова) Е., Гурова Т., Селезнёва Л., Куликова Г., Мельникова Т.

Сегодня педагоги нашего отделения — яркие творческие личности

О высоком уровне работы отделения свидетельствует успешное участие учеников и педагогов в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях.

  • Колотилинская Елена Иосифовнастарший преподаватель методического объединения преподавателей теоретического отделения
  • Ларионова Нина Алексеевна
  • Петрова Татьяна Николаевна
  • Попова Татьяна Николаевна
  • Титова Юлия Евгеньевна

3 апреля этого года в нашей школе открылся музей   Германа Германовича Галынина. Композитора, талант которого по ряду причин не был оценён в полной мере.     Сирота, рано потерявший родителей — его отец был рабочим в Туле —  в 1934 году в 12-летнем возрасте Герман попал в образцовый детский дом  им. В.И. Ленина в Туле на ул. Гоголевской — это был счастливый случай, определивший в дальнейшем его судьбу.

В день открытия музея Дмитрий Германович Галынин показал присутствующим  ценнейшую семейную реликвию — письмо Дмитрия Шостаковича, адресованное своей матери, жене Германа Германовича —  музыковеду Наталье Шумской.  Мы могли наблюдать почерк великого композитора, буквально живую историю. В письме Шостакович сообщает о своей болезни и отчаянии от невозможности попасть на исполнение Фортепианного концерта Германа Галынина. (Отклик на премьеру Первого фортепианного концерта в Москве 7 марта 1955 года)

Содержание экспозиции музея — хронологическое изложение этапов жизни и творчества композитора Германа Германовича Галынина на фоне эпохи.

В основе экспозиции подлинные мемориальные предметы: ноты, фотографии, афиши, плакаты, газеты, этикетки. Звучание музыки Г.Галынина осуществляется в стилизованных музыкальных автоматах — патефоне и радиоприёмнике. Эмоциональное воздействие музыки и изображений дополняется рассказом экскурсовода и пояснительными текстами для самостоятельного изучения.

Особенность экспозиции — её энциклопедичность, так как в процессе повествования затрагиваются не только явления музыкального порядка но и сопутствующие им исторические явления и персоналии.

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.(Платон)

На уроках сольфеджио и музыкальной литературы преподаватели нашего отделения активно используют методические материалы педагогов-новаторов: М. Толмачёвой и В.Кирюшина.

Сегодня мы наблюдаем в музыкальной педагогике некоторый синтез музыкальной культуры, медиаобразования и мультимедийных технологий.  Обращение к той или иной компьютерной программе развивает разные виды музыкальных способностей, а именно формируются способности учащихся к нотному письму, развиваются композиторские и музыкально-исполнительские способности, а также способности к звукорежиссерской деятельности.

Дети с раннего возраста увлечены компьютером. Он для них является новой игрушкой. И обучение на компьютере они воспринимают как игру, особенно, если в ней живые персонажи. Этим можно воспользоваться, и компьютер одновременно использовать, как средство обучения детей, значительно расширяя возможности развивающей и образовательной информации. Компьютер можно считать новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения ребенка.

Игра «Щелкунчик»     «Nutckraker» позволяет изучить инструменты симфонического оркестра, историю создания балета, биографию композитора.

Это сильный инструмент для тренировки и развития музыкального слуха. Начав с простых упражнений и продвигаясь к более сложным, вы научитесь правильно определять высоту нот, различать аккорды, разбираться в интервалах, разовьете чувство ритма. В программе есть курсы обучения, адаптированные к различным инструментам. Предлагаются комплексы развивающих упражнений и другие полезные вещи, которые помогут как новичкам, только что взявшим в руки инструмент, так и музыкантам со стажем — чтобы не терять форму.